РУС БЕЛ ENG

Профилактика экстремизма и терроризма

Памятка по профилактике экстремизма


Одной из особенностей современной Беларуси стала активная деструктивная деятельность
многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений.
Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их
печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают
общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию,
государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.
Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно
создает угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь,
создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности,
разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, ведет к нарушению
конституционных прав и свобод человека и гражданина».
Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить
существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции,
ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или
косвенные призывы к насилию.
По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может
осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков
и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных
деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический,
религиозный, молодежный.
Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда
происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие
вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный
порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом,
религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин,
определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому
огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений
экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских
группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет).
Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных
экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.
В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма,
как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои
противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой
может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране
необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит
гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и
религиозным экстремистам исламского толка, призывающим в свою очередь к созданию чистого
государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное
указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной
национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по
мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что
приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся
фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.
Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и
направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации.
Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей
деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности
поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель,
организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников
безоговорочного подчинения.
Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация
социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.
Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция
Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», иные акты
законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.
В соответствии с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление
и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.
Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей
призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность влечет за собой
административную ответственность по статье 19.11 Кодекса Республики Беларусь об административных
правонарушениях, которой предусмотрено:
1. Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской
деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка
с целью распространения такой информационной продукции – влекут наложение штрафа в размере до
двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на
индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией
предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых
величин с конфискацией предмета административного правонарушения.
2. Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список
экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью
распространения такой информационной продукции – влекут наложение штрафа в размере от десяти до
тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий
и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или
общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и
средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или
административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и
средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на
индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с
конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения
указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до
пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и
средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.
Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах
изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ влечет за собой административную
ответственность по статье 19.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,
которой предусмотрено:
наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета
административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или
общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и
средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета
административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на
индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с
конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения
указанного нарушения, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией
предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного
нарушения.
Законодательством предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом
Республики Беларусь:
Статья 361. Призывы к мерам ограничительного характера (санкциям), иным действиям,
направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь
1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению
конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма
или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности
Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной
безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций)
в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо
распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого
преступления – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок
до шести лет.
2. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной
организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности
Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении
Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение
материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с использованием
средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, либо должностным лицом с
использованием своих служебных полномочий, либо повлекшие тяжкие последствия
наказываются лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет.